Доклад о правоприменительной практике Ставропольского УФАС России за 2023 года
03 апреля 2024, 17:36
Тип документа:
Доклады

 Правоприменительная практика Ставропольского УФАС России в сфере антимонопольного законодательства (по итогам работы за 2023 год).

Информация об основных направлениях и результатах деятельности Ставропольского УФАС России по итогам 2023 года.

 

Ставропольским УФАС России в рамках антимонопольного контроля было возбуждено и рассмотрено 18 дел по фактам нарушения Закона о защите конкуренции и выдано 12 предписаний хозяйствующим субъектам и органам, осуществляющим функции органов власти и управления. Выдано 23 предупреждения об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства. В рамках статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрело 302 жалобы на действия организаторов торгов и операторов электронных торговых площадок: 202 – приняты к рассмотрению, из которых: 59 признаны обоснованными; 143 признаны необоснованными; выдано 30 предписаний; 84 - возвращены заявителям, 6 - направлено по подведомственности.

В рамках осуществления контроля в сфере законодательства о контрактной системе, Ставропольским УФАС России в 2023 году рассмотрено 1083 жалобы от участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков, из которых 58% жалоб признаны обоснованными.

В целях принятия мер реагирования выдано 528 предписаний для устранения выявленных нарушений.

Из общего количества рассмотренных жалоб по существу 623 признаны обоснованными, из которых:

- 116 на заказчиков федерального уровня;

- 346 на заказчиков субъектового подчинения (Ставропольский край);

- 161 на заказчиков муниципального уровня.

Ставропольским УФАС России в рамках контроля рекламной деятельности было возбуждено 80 дел по признакам нарушений законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения выдано 50 предписаний, в 30 случаях признаны факты нарушений без выдачи предписаний, в связи с добровольным устранением нарушений. 

В рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях было возбуждено и рассмотрено 625 дела. Вынесено 548 постановлений о привлечении к административной ответственности: к административной ответственности в виде предупреждения 303, в виде штрафа 245, на общую сумму 220513,7 тыс. руб. уплачено штрафов на сумму 34 млн. 396 тыс. руб.

 

В разрезе направлений деятельности управления была проведена следующая работа.

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

 

Количество выявленных Ставропольским УФАС России в 2023 году нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) составило 43.

В рамках законодательно определенных надзорных и контрольных полномочий, Ставропольским УФАС России принимались предупредительные и пресекательные меры недопущения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, действий органов власти и местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию.

Ставропольским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 20 дел по фактам нарушения Закона о защите конкуренции и выдано 12 предписаний хозяйствующим субъектам и органам, осуществляющим функции органов власти и управления. В рамках мер предупредительного воздействия выдано 23 предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.  

В рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях было возбуждено и рассмотрено 157 дел. Вынесено 143 постановления о привлечении к административной ответственности: к административной ответственности в виде предупреждения 49, в виде штрафа 94, на общую сумму 216 443,6 тыс. руб.

 

Статья 10 Закона о защите конкуренции - Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

 

Одним из основных направлений деятельности Ставропольского УФАС России является предупреждение, выявление и пресечение фактов злоупотребления доминирующим положением.

В отчетном периоде Ставропольским УФАС России возбуждено и рассмотрено 13 дел и выдано 10 предписаний хозяйствующим субъектам, также было выдано 12 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.  

Нарушения выявлялись на следующих рынках:

Электроснабжение;

Водоснабжение;

Газоснабжение;

Техническое обслуживание газового оборудования;

Услуг ЖКХ;

Обращение с твердыми коммунальными отходами.

Структуру нарушений составили:

- навязывание невыгодных условий договора 64%;

- необоснованное сокращение или прекращение производства товара 8%;

- необоснованный отказ от заключения договора 28%.

Принимаемые меры антимонопольного реагирования были направлены на защиту и восстановление прав и имущественных интересов как отдельных хозяйствующих субъектов на рынках, так и способствовали социально-экономическому развитию отраслей экономики Ставропольского края.

В 2023 году больше всего решений, предписаний и предупреждений выносилось в отношении ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «ЖКХ») по фактам злоупотребления региональным оператором своим доминирующим положением в форме навязывания контрагентам невыгодных условий.

ООО «ЖКХ» допускало односторонний отказ от продления срока действия заключенных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с целью изменения способа учета ТКО. При заключении договоров на новый срок региональный оператор настаивал на применении способа учета ТКО исходя из утвержденных нормативов накопления, при том что в действовавших договорах учет объема ТКО осуществлялся исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, в соответствии с абзацем 2 подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505.

При этом стоимость услуг, выставляемая к расчетам и рассчитанная с применением нового способа учета ТКО, многократно превышала стоимость, получаемую при применении ранее согласованного сторонами способа учета ТКО.

Действия ООО «ЖКХ», свидетельствуют о навязывании контрагентам невыгодных условий договоров и нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем региональному оператору были выданы предписания об устранении допущенных нарушений.

По фактам выявленных нарушений в отношении ООО «ЖКХ» было вынесено 10 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 3 325 тыс. руб.

В результате действий управления были защищены права и имущественные интересы значительной части хозяйствующих субъектов – путем снижения необоснованно завышенного бремени оплаты услуг по вывозу ТКО.

Управлением в 2023 году проводились мероприятия как по восстановлению имущественных прав, так и по защите и развитию конкурентной среды, тем самым развитию ценовой состязательности, как рыночного механизма по сдерживанию и недопущению роста цен. Так, управлением была восстановлена конкурентная среда на рынке услуг технического обслуживания газового оборудования коммерческих организаций, административных зданий и иных объектов коммунально-бытового хозяйства (далее - КБО).   

В Управление поступили обращения специализированных организаций с жалобой на действия АО «Пятигорскгоргаз», АО «Ессентукигоргаз» (далее – Общество, ГРО), выразившиеся в одностороннем отказе от заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении для оказания услуг КБО.

Отсутствие собственных аварийно-диспетчерских служб не позволяет специализированным организациям оказывать услуги ТО ВДГО. По причине чего они вынуждены обращаться в ГРО, имеющие собственные АДС. В то же время ГРО, в отсутствие объективных (экономических, технологических) причин отказало заявителям в их заключении. Указанные рынки являются смежными. Оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования и газопроводов административных зданий невозможно без осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения.

Действия ГРО по отказу от заключения Соглашений на АДО КБО создает препятствие к допуску на рынок услуг ТО КБО, а по сути устранение ГРО с данного рынка услуг КБО своих прямых конкурентов.  

По итогам рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства, были выданы предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Предписания исполнены, и более 5 предпринимателей и организаций смогли возобновить свою деятельность по оказанию услуг КБО, исключив монополизацию рынка со всеми отрицательными последствиями.

Злоупотребление доминирующим положением выражается не только в навязывании невыгодных условий договора, но и в прекращении оказания услуг. А по рынку водоснабжения - в части мелиорации и полива, что для аграрного региона имеет критическое значение. 

В Ставропольское УФАС России поступали обращения от агропредприятий по факту прекращения ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз» подачи воды для полива сельскохозяйственных культур.

ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» были совершены действия по созданию препятствий по поставке воды по мелиоративным системам и (или) гидротехнических сооружениях путем понуждения заключить договоры поставки воды, и прекращения подачи воды в системы водопользователей из мелиорационных систем учреждения. 

Ставропольским УФАС России было возбуждено дело в отношении ФГБУ «Управление Ставропольмелиоводхоз» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании препятствий по доступу к водному объекту, право пользования которым ими получено в установленном порядке. Нарушение было добровольно устранено, подача воды восстановлена. ФГБУ «Управление «Ставропольмелиоводхоз» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 562,5 тыс. руб.

 

Вопросы доступа к инфраструктуре ресурсоснабжения, сроки и стоимость тех.присоединения, остаются актуальным вопросом как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Поскольку незаконные действия ресурсоснабжающих организаций притех.присоединении, подключении к объектам инфраструктуры, могут быть серьезным барьером при осуществлении, развитии предпринимательской деятельности. Значительная часть взаимоотношений между потребителем и ресурсоснабжающей организацией регулируется специальными нормативными актами – правилами поставки соответствующих видов коммунальных ресурсов. В случае нарушения данных правил (например, нарушения сроков выдачи технических условий, необоснованного требования документов, не предусмотренных правилами и т.д.). Ставропольским УФАС России осуществляются процедуры привлечения к административной ответственности лиц, допустившее такое нарушение по статье 9.21 КоАП РФ – Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения.

За отчетный период по фактам выявленных нарушений в данной сфере было рассмотрено 31 дело, сумма штрафа по которым составила 12 700 тыс. руб.

Управлением в рамках принятия мер антимонопольного реагирования при технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения, были выявлены следующие нарушения:

- сроков рассмотрения заявок о заключении договоров, технических условий;

- отказ от заключения договора;

- неисполнение договора.

Наиболее частые нарушения в сфере водоснабжения, электроснабжения, так и в газоснабжении выражаются в нарушении сроков совершения мероприятий, предусмотренных правилами подключения - такие как направление проектов договоров, ТУ, совершения действий к конкретному сроку.

В сфере электроснабжения нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям, является наиболее распространённым нарушением – более 50% от всех выявленных по данной отрасли нарушений. Так за 2023 год управлением было установлено 11 фактов нарушения сетевыми организациями сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевых организаций, из них ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ставропольэнерго» привлечено к административной ответственности 8 раз, общая сумма штрафа составила 4 200 000 рублей, АО «НЭСК» привлечено к административной ответственности три раза, сумма штрафа составила 300 000 рублей.

Почти половину от всех выявленных нарушений технологического присоединения 48 % составляют Нарушения в сфере газоснабжения. Всего по выявленным фактам нарушения Правил подключения к сетям газоснабжения по ст. 9.21 КоАП РФ в рамках стандартного подключения было вынесено 6 постановлений о наложении штрафа на сумму 2 400 тыс руб., в рамках программы догазификации вынесено 12 постановлений о наложении штрафа на сумму 4 320 тыс. руб. Кроме нарушения сроков, выявлялись нарушения порядка подключения к сети газоснабжения и необоснованный отказ от заключения договора технологического подключения путем аннулирования заявок.

 

Статья 15 ФЗ «О защите конкуренции»

В отчетном периоде Ставропольским УФАС России выдано 8 предупреждений об устранении нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции, возбуждено и рассмотрено 1 дело выдано 1 предписание.

В качестве наиболее значимых нарушений, по которым принимались меры антимонопольного реагирования, можно отметить следующие.

Ряд нарушений был связан с ненадлежащим контролем со стороны администраций за ранее выданными разрешениями на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и непринятии мер по их демонтажу после истечения соответствующих сроков и продолжении их эксплуатации собственниками для целей размещения рекламы, что нарушает требования статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и создает для данных лиц необоснованные конкурентные преимущества на рынке распространения рекламы.

Ставропольским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации города Невинномысска - установлены признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании необоснованных преимуществ в деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.

Согласно п. 1.2 Порядка содержания и деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования города Невинномысска, уполномоченный орган администрации города Невинномысска в сфере погребения и похоронного дела предоставляет места захоронений, выдает удостоверения о захоронении.

При этом фактически места под захоронения предоставляло МБУ по благоустройству города Невинномысска – специализированная служба по вопросам похоронного дела. Также данная организация выдавала удостоверения о захоронениях и рассматривала заявления об их выдаче. Также было установлено, что земли общественных кладбищ на территории города Невинномысска предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для целей ритуальной деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска.

Таким образом предоставив в постоянное (бессрочное) пользование для целей ритуальной деятельности земли общественных кладбищ хозяйствующему субъекту МБУ по благоустройству города Невинномысска, осуществляющему коммерческую деятельность на товарном рынке оказания ритуальных услуг, администрация города Невинномысска предоставляет преимущественные условия деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска, которое находится в конкурентных отношениях с другими организациями оказывающими ритуальные услуги на территории города Невинномысска. Выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено.

3. Также выявлялись нарушения по порядку предоставления муниципальной преференции. Согласно пункта 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку в ходе анализа не был подтверждён субъектный состав, - получатель поддержки не является субъектом малого или среднего предпринимательства, выдано предупреждение об устранении допущенного нарушения. Предупреждение исполнено.

 

 

Статья 17 ФЗ «О защите конкуренции»

Ставропольским УФАС России в отчетном возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Одно дело возбуждено и рассмотрено в отношении ФГУП «Управление гостиничным хозяйством» Минобороны России

Нарушение выразилось в укрупнении лота, путем объединения в один лот нескольких самостоятельных помещений, используемых каждое по своему назначению, а также в установлении в документации порядка подачи заявки, таким образом, что заявителю необходимо явиться к организатору торгов для подачи заявления и получения одного экземпляра описи принятых организатором торгов документов, что привело к созданию препятствий для участия в торгах потенциальных участников, в том числе субъектов малого предпринимательства.

В 2023 году Ставропольским УФАС России было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Буденновского муниципального округа в ходе которого установлено, что администрацией без проведения торгов, на основании заявления Предпринимателя было выдано свидетельство на осуществление перевозок по автобусному маршруту сроком на 180 дней с 01.01.2022 года, а затем повторно на 180 дней с 01.07.2022 года. В течении действия временного свидетельства на право осуществления перевозок по маршруту администрацией не предпринималось мер, направленных на проведение торгов на право осуществления перевозок по данному маршруту.

Поскольку администрацией были приняты меры, направленные на устранение допущенных нарушений, а именно объявлен конкурс на право осуществления перевозок, в связи с чем основания для выдачи предписания о проведении конкурса на право осуществления перевозок по маршруту отсутствовали. Должностное лицо Администрации Буденновского муниципального округа привлечено к административной ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ.

 

Статья 181 ФЗ «О защите конкуренции» (рассмотрение жалоб на торги).

В 2023 году в Ставропольское УФАС России поступило 302 жалобы на действия организаторов торгов и операторов электронных торговых площадок в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, из них

202 – приняты к рассмотрению, из которых:

- 59 признаны обоснованными

- 143 признаны необоснованными

- выдано 30 предписаний

84 - возвращены заявителям

6 - направлено по подведомственности.

За отчетный период самыми обжалуемыми видами торгов являлись Закупки проводимые в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) (81 рассмотренная жалоба), торги по реализации арестованного имущества в порядке Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - 102-ФЗ) и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - 229-ФЗ) (65 рассмотренных жалоб) и торги проводимые в порядке определенном «Земельным кодексом Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее  - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ)  (44 рассмотренные жалобы).

Наиболее характерными нарушениями при проведении закупочных процедур проводимых в порядке 223-ФЗ, является установление в закупочной документации требований направленных на ограничение конкуренции, так в частности при рассмотрении  жалобы было установлено, что проектом договора являющегося неотъемлемой частью закупочной документации установлено условие о необходимости предварительного согласования с заказчиком заключаемых поставщиком договоров с производителями (заводами-изготовителями) либо их официальными представителями (дилерами).То есть, согласно данного пункта договора, заказчик вне зависимости от победителя торгов, самостоятельно согласует и определяет производителя товара, который будет поставлен.

Стоит отметить часто встречающееся нарушение, связанное с объединением в один лот (в один предмет закупки) не связанных товаров работ и услуг.

К примеру, в рамках рассмотрения жалобы было установлено, что помимо услуг являющихся предметом закупки на оказание услуг по проведению медицинских осмотров, победитель торгов должен осуществить транспортировку сотрудников заказчика. Объединение в один лот (предмет торгов) технологически различных работ и услуг, прямо запрещено положениями Закона о защите конкуренции.

Ставропольским УФАС России была рассмотрена жалоба на установление в закупочной документации требований, ограничивающих круг потенциальных участников торгов - требования о гарантийном обслуживании на расстоянии не более 350 км от города Ставрополя.

Данное условие закупочной документации направлено исключительно на создание барьера для участников торгов путем установления географических границ оказания услуг, что противоречит принципам открытости и отсутствия дискриминации при проведении закупочных процедур установленных положениями статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку Заказчик не несет расходов, связанных с гарантийным обслуживанием, ремонтом товара и его транспортировкой.

 

При рассмотрении жалоб на действия организатора торгов при продаже имущества обращенного в пользу государства наиболее частым нарушением является установление требований, направленных на ограничение круга потенциальных участников торгов.

Данные нарушения выражаются в расширении перечня требований к претендентам, установленного Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1041 (ред. от 19.01.2024) "О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909" (вместе с "Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров").

При рассмотрении жалоб на данную категорию торгов, в практике встречались случаи установления неисполнимых требований к лицам желающим пройти аккредитацию на ЭТП со стороны самой площадки.

К самым ярким примерам можно отнести отклонение заявки на аккредитацию ввиду некорректного заполнения цели предоставления персональных данных.

Все вышеуказанные действия расценивались как нарушения и организатору торгов, и оператору ЭТП выдавались предписания об устранении допущенных нарушений.

Всего за отчетный период Ставропольским УФАС России в рамках КоАП РФ по выявленным нарушениям в сфере торгов возбуждено:

По статье 7.32.3 КоАП РФ - 45 дел, вынесено 23 постановления на сумму 358000 рублей, и 21 постановление об объявлении предупреждения.

По статье 7.32.4 КоАП РФ – 33 дел, вынесено 11 постановлений на сумму 33 000 рублей, и 16 постановлений об объявлении предупреждения.

Всего за отчетный период Ставропольским УФАС России по выявленным нарушениям в сфере торгов – заключения и исполнения договоров, рассмотрен ряд обращений о включении в реестры, а именно:

1. О включении в реестр недобросовестных поставщиков в порядке ст. 5 223-ФЗ:

- поступило 11

- включено 8

- отказано 3

2.  О включении в реестр недобросовестных подрядных организаций по ремонту МКД в порядке Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах":

- поступило 3

- отказано 3  

3. О включении в реестр недобросовестных Участников аукционов в порядке ст. 39.12 ЗК РФ:

- поступило 6

- включено 5

- отказано 1.

 

Всего за отчетный период Ставропольским УФАС России возбуждено:

По статье 7.32.3 КоАП РФ - 45 дел, 45 (с учетом возбужденных ранее) рассмотрено, вынесено 44 постановления на сумму 358 000 рублей.

По статье 7.32.4 КоАП РФ – 33 дела, 33 (с учетом возбужденных ранее) рассмотрено, вынесено 27 постановления на сумму 33 000 рублей.

 

 

Публичные обсуждения правоприменительной практики отдела по борьбе с картелями Ставропольского УФАС России за 2023 год

 

В 2023 году вынесено 2 решения о признании факта нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции – картель.

1) Решением комиссии Ставропольского УФАС России по делу № 026/01/11-1837/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.05.2023 года в действиях ООО «АстраханьСоль плюс», ООО «Возрождение» и ещё 8 индивидуальных предпринимателей установлен факт нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации антиконкурентного соглашения при участии в открытых аукционах в электронной форме, направленного на отказ от конкуренции по отношении друг с другом, с целью поддержания цен на торгах.

Предметом проводимых закупок в основном являлась поставка инертных материалов для дорожных работ.

В рамках реализации соглашения, его участниками по указанным аукционам, была получена выручка в размере 221 323 083,51 руб.

В действиях должностных лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 178 УК РФ, в связи с чем материалы были направлены в правоохранительные органы.

Решение Ставропольского УФАС России по делу № 026/01/11-1837/2022 от 30.05.2023 года в настоящий момент обжаловано участниками картеля в Арбитражном суде Ставропольского края по делу № А63-15632/2023.

 

2) Решением комиссии Ставропольского УФАС России по делу № 026/01/11-2143/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.08.2023 года в действиях ООО Фирма «Флорес», ООО «Савонери» и ещё 7 индивидуальных предпринимателей установлен факт нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в реализации антиконкурентного соглашения при участии в открытых аукционах в электронной форме, направленного на отказ от конкуренции по отношении друг с другом, с целью поддержания цен на торгах.

Предметом проводимых закупок в основном являлась поставка расходных материалов медицинского назначения.

В рамках реализации соглашения, его участниками по указанным аукционам, была получена выручка в размере 109 494 748,48 руб.

В действиях должностных лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 178 УК РФ, в связи с чем материалы были направлены в правоохранительные органы.

Решение Ставропольского УФАС России по делу № 026/01/11-2143/2022 от 21.08.2023 года в настоящий момент обжаловано участниками картеля в Арбитражном суде Ставропольского края по делу № А63-21796/2023.

Вынесено 4 постановления о привлечения к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ на сумму 198 152 640,00 руб., которые в законную силу не вступили, так как обжалованы в судебном порядке.

По материалам Ставропольского УФАС России в 2023 году, правоохранительными органами возбуждено 1 уголовное дело по статье 178 УК РФ:

1) В отношении должностных лиц ОАО «СУДР» (М.), ООО «Ставстройтраст» (З.) и одного индивидуального предпринимателя.

За 2023 год вынесено 2 приговора по статье 178 УК РФ.

1) Ленинским районным судом г. Ставрополя 23.06.2023 года вынесен приговор в отношении физического лица Б. по пункту «В» части 2 статьи 178 УК РФ.

Приговор был вынесен по результатам совместных действий Ставропольского УФАС России, УЭБ и ПК ГУ МВД России по СК и УМВД России по городу Ставрополю (Решение Ставропольского УФАС России № 026/01/11-1579/2020 от 28.12.2020 года, которое было признано законным судами всех инстанции, в том числе Верховным судом РФ, по делу № А63-1102/2021).

2) Промышленным районным судом г. Ставрополя 30.10.2023 года вынесен приговор в отношении физического лица Н. (директор ООО «Кавказстройинвест», который на момент совершения нарушения являлся депутатом Думы Ставропольского края) по пункту «В» части 2 статьи 178 УК РФ.

Приговор был вынесен по результатам совместных действий Ставропольского УФАС России и Прокуратуры СК (Решение Ставропольского УФАС России № 27 от 10.04.2018 года, которое было признано законным судами всех инстанции, в том числе Верховным судом РФ, по делу № А63-7245/2018).

В результате совместной работы Ставропольского УФАС России и правоохранительных органов сформирована практика поэтапного выявления антиконкурентных соглашений и выработана модель расследования дел о нарушениях статей 11, 16, 17 Закона о защите конкуренции и уголовных дел по статье 178 УК РФ, предусматривающей ответственность за ограничение конкуренции. В рамках межведомственного взаимодействия выработаны механизмы организации проверок, сбора и закрепления доказательств, передачи материалов, обмена информацией и параллельного ведения расследований.

Антимонопольный орган имеет специальные познания в сфере законодательства о защите конкуренции и практику рассмотрения дел о сговорах, которая может явиться основой для правоохранительных органов при возбуждении и расследовании уголовных преступлений как по статье 178 УК РФ за ограничение конкуренции, так и по иным статьям УК РФ (204, 285, 286 и др.).

Как показала практика, поводом к проведению правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий может послужить как собственная инициатива, так и информация о фактах нарушения антимонопольного законодательства, так и законодательства о контрактной системе, полученная от антимонопольного органа (например, о регулярных необоснованных действиях заказчика торгов, отклоняющего какого-либо участника, о систематическом формировании технического задания закупочной документации, заточенного под единого исполнителя и пр.).

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами и в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства специалисты отдела по борьбе с картелями Ставропольского УФАС России проводят проверки, материалы которых являются основаниями для возбуждения уголовных дел.

Лицо, вступившее в картельный сговор должно осознавать, что за подобное правонарушение предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная, заключающаяся в принудительной изоляции от общества в специализированном учреждении с определенным режимом отбывания наказания.

 

Информация отдела контроля закупок за 2023 года

 

Правоприменительная практика Ставропольского УФАС России за 2023 год указанный период в сфере контроля законодательства о контрактной системе.

 

1. Проделанная работа Ставропольского УФАС России по рассмотрению жалоб участников закупок.

 

Одним из основных и приоритетных направлений отдела контроля закупок является рассмотрение жалоб участников закупок на действия государственных и муниципальных заказчиков при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

 Ставропольским УФАС России в 2023 году рассмотрено 1083 жалобы от участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков, из которых 58% жалоб признаны обоснованными.

В целях принятия мер реагирования выдано 528 предписаний для устранения выявленных нарушений.

Из общего количества рассмотренных жалоб по существу 623 признаны обоснованными, из которых:

- 116 на заказчиков федерального уровня;

- 346 на заказчиков субъектового подчинения (Ставропольский край);

- 161 на заказчиков муниципального уровня.

 В числе основных нарушений законодательства о контрактной системе следующие:

1. Нарушение требований при формировании извещений об осуществлении закупок;

2. Нарушение в части установления требований в извещении о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов и снижению конкуренции на торгах;

3. Неправомерный допуск либо отказ в допуске на участие в аукционе.

 

1.

 

К одному из частых нарушений требований Закона о контрактной системе, можно отнести составление Заказчиками и/или организаторами торгов сложной и противоречивой инструкции по составлению и оформлению заявок участниками закупки.

          В соответствии с Законом о контрактной системе в описании объекта закупки должны быть указаны характеристики товара, поставляемого при выполнении работ, а также инструкция, положения которой не должны вызывать сложности при заполнении заявок участниками закупок.

         Включение инструкции по заполнению заявок в состав извещения об осуществление закупки должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками закупки потребностей заказчика в работах, услугах, товарах.

          К одному из нарушений допускаемых заказчиками, относится противоречивая и запутанная инструкция, вызывающая сложности при заполнении заявок на участие в аукционе, что приводит к отклонению заявок участников закупок и признанию соответствующими 1-й либо 2-х заявок, что в конечном счете приводит к ограничению конкуренции на торгах и как следствие к отсутствию экономии бюджетных средств, тогда как Законодательство о контрактной системе направлено не только на удовлетворение нужд заказчиков, но ещё и предполагает эффективное использование средств бюджета, и конкуренция является необходимым для этого механизмом.

            Пример запутанных и сложных инструкций:

1.  В соответствии с инструкцией: Символ обратный слэш «\» следует читать, как «или». Символ слэш «/» следует читать, как «и»;

             2. В случае установленного требования в виде конструкции «значение и более» или «значение и менее», участнику следует указать два разных значения показателяодно установленное заказчиком и одно соответственно более или менее установленного;

4. Знак «,», установленный между вариантами исполнения товара, следует читать как «и», за исключением следующего случая: в случае если заказчиком установлено перечисление вариантов исполнения товара через знак «запятая», а перед вариантами исполнения товара установлено обобщающее слово после которого установлен знак «двоеточие», то участнику закупки следует сделать выбор между перечисленными через запятую вариантами исполнения и указать в заявке один вариант исполнения товара.

      Для составления заявки участнику необходимо применить усложненную и запутанную инструкцию, для описания нужной характеристики товара. Использование подобного рода инструкций позволяет Заказчику (организатору торгов) отклонять большое количество потенциальных поставщиков, подрядчиков по несущественным опечаткам, допущенным при заполнении заявок и/или не разобравшихся в сложной и противоречивой по содержанию инструкции для заполнения заявок.

     Вышеприведенные действия должностных лиц заказчиков исключают реализацию основных принципов  в контрактной системе Российской Федерации закрепленных в ст.6 Закона о контрактной системе, а именно: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

     При этом, в силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

 

2.

 

            Нарушения Законодательства о контрактной системе при применение национального режима.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются:

- запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (например, 616 Постановление Правительства РФ);

           Пунктом 10 вышеуказанного Постановления Правительства РФ установлено что, для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

         - в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

          В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

         При этом, в нарушение пункта 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и части 1 статьи 34 Закона №44-ФЗ информация о реестровых записях о товаре не включается заказчиками в контракт.

  Аналогичные нарушения допускается заказчиками при осуществлении закупок в которых установлено ограничение и условия допуска в соответствии с  Постановления Правительства РФ 617.

 

3.

 

         Требования к описанию объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе

         Законодательство о контрактной системе устанавливает, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям

          Вместе с тем, нередко заказчики устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета товара, или же в техническом задании осуществляет описание объекта закупки с указанием характеристик товара которые не могут быть известны участнику закупки на этапе формирования заявки для участия в аукционе.

          Например заказчик приобретает  спортивно-технологического оборудования в состав которого входит искусственное футбольное (многофункциональное) покрытие Представляющее собой одноцветное, зеленое, монофиламентное волокно а далее указаны следующие характеристки указанного покрытия:

        - Линейная плотность волокна не менее 10800 - не более 13200 Дтекс.

        - Высота ворса не более 40 мм (допуск не более ± 1 мм).

        - Количество нитей в волокне не менее 5.

        - Толщина нити не менее 180 не более 220 мкм.

        - Ширина нити не менее 1,1 мм не более 1,6 мм.

        - Общий вес нитей 1047 г/м2 (допуск не более ±10%).

        - Количество стежков на квадратный метр от 7938 до 9702

        Указанное требование может затруднить формирование заявки что в последствии приведет к отклонению заявки в связи с несоответствием характеристик.

   При этом необходимо не забывать, что содержание требований извещения и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона №44-ФЗ, и быть реально исполнимым, поскольку противоречивость, либо неисполнимость положений извещения, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно может служит препятствием для подачи заявки что создает угрозу обеспечения конкуренции.

Так же выявляются нарушения при осуществлении закупок на приобретение медицинских изделий, лекарств, медицинского оборудования.

         

          Например. Нарушение Постановления Правительства РФ № 1289 об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Цель Постановления Правительства РФ № 1289 заключается в том, чтобы, если есть две или более заявки в аукционе, подтвердившие, что они предлагают к поставке лекарственное средство, произведенное в стране Евразийского экономического союза, дать им преимущество и отстранить от закупки участников, предлагающих лекарственные средства иностранного происхождения.

Иными словами, в Постановление Правительства РФ № 1289 применяется правило «третий лишний». Заказчик отклоняет все заявки с иностранным товаром, если подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям закупки. Лекарственные препараты, независимо от перечня, должны быть из ЕАЭС и иметь разных производителей.

        Тем не менее, заказчиками не соблюдаются условия Постановления Правительства РФ № 1289, и в случаях поступления более двух заявок, заказчик допускает всех участников, тогда как среди заявок помимо двух из Евразийского экономического союза, содержатся заявки с товаром иностранного происхождения. 

        При этом, заявки, содержащие товар иностранного производства подлежат отклонению.

        Нарушение со стороны заказчика Постановления Правительства РФ №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств».

         В соответствии с указанным Постановлением Правительства, для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него.

        Тем не менее заказчики несмотря на указанное условие Постановления Правительства РФ №102 допускают нарушения:

         - включение в закупку медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и не включенных в него.

        Ко второму нарушению указанного Постановления Правительства относится следующее.

        - чтобы уйти и не применять ограничение и условие допуска в отношении иностранного товара на условиях Постановления Правительства РФ №102, заказчик при формировании извещения устанавливал код ОКПД2 не входящий в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.

         Вместе с тем, товар приобретаемый заказчиком находится в перечне товаров утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102.

Соответственно заказчик обязан установить в извещении ограничение и условие допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ №102

          Нарушение Постановления Правительства РФ 1380 об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения

          К основному нарушению отнесено следующее.

          В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ  при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных  статьи 33 указывают:

         А) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.)

         Б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.

Как правило в извещении отсутствуют альтернативные варианты поставки лекарственного препарата в эквивалентной лекарственной форме в кратных и некратных эквивалентных дозировках.

Заказчиком часть нарушений в  сфере закупок медицинских изделий связана с формированием извещения об осуществлении закупки, связанные с неправомерным установлением дополнительных характеристик к закупаемому медицинскому товару не предусмотренных КТРУ (нарушение Постановления Правительства №145 от 08.02.2017 г.)

         Так же заказчиками нередко допускаются следующие нарушения.

         В целях ухода от применения Постановления Правительства РФ №145 от 08.02.2017 г. при осуществлении закупок медицинских изделий заказчик в техническом задании устанавливает характеристики товара на общих основаниям в соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ.

        При этом, в ходе проведения проверок комиссия Ставропольского УФАС России устанавливает, что приобретаемый заказчиком товар находится в КТРУ и включен в перечень товаров 878 Постановления Правительства РФ.

         Следовательно, заказчику в извещении об осуществлении закупки необходимо указать позицию КТРУ, а так же заказчик, обязан указывать только те характеристики, которые содержатся в КТРУ, не забывая о том что, дополнительные характеристики устанавливать нельзя. Тем не менее встречаются случаи, когда заказчик вместо КТРУ выбирает код ОКПД2 не подпадающий под 145 Постановление Правительства РФ и 878 Постановление Правительства РФ. 

Также заказчиками допускаются нарушения в части установления требований в извещении о закупках, влекущие ограничение количества участников торгов.

Относительно сферы строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений, а так же ремонта автомобильных дорог, стоит отметить тенденцию к уменьшению жалоб, в связи с тем, что часть закупок заказчиками была осуществлена у единственного поставщика в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края  от 06.04.2022 г.№173-п, принятого в соответствии Федеральным Законом от 08.03.2022 г. №46-ФЗ.

Тем не менее, ряд типовых нарушений заказчиками допускаются.  

При формировании извещений допускаются нарушения Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571  о требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ № 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), перечень подтверждающих документов и подробный порядок подтверждения соответствия участников этим дополнительным требованиям.

Ненадлежащее установление дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства 2571

- установление дополнительных требований к участникам закупки с применение неправильной позиции Постановления Правительства 2571 (например при осуществлении закупки предметом которой, является капитальный ремонт, заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией Постановления Правительства 2571 относящуюся к текущему ремонту).

Противоречивая информация при установлении дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства 2571

- дополнительные требования не устанавливаются в извещении, формируемом ЕИС, а устанавливаются в электронном документе - приложении к нему. В данном случае указанные действия являются нарушением пункта 12 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ, что при рассмотрении заявок позволит заказчику избирательно подойди к определению победителя аукциона.

           В сфере ремонта автомобильных дорог, к основным нарушениям допускаемых заказчиками, относится противоречивая и запутанная инструкция, вызывающая сложности при заполнении заявок на участие в аукционе, а так же установление требований к характеристикам товара, которыми на стадии формировании заявки участник не может располагать, что может привести к ограничению конкуренции на торгах. Впоследствии указанные нарушения приводят к отклонению заявок всех участников за исключением одного или двух, вследствие чего отсутствует экономия бюджетных средств.

Аналогичные нарушения допускаются при осуществлении закупок продуктов питания в медицинский учреждения.

К наиболее частым нарушениям в сфере продуктов питания и охранных услуг так же относятся следующие нарушения:

Не установление дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства 2571.

- не установление в извещении дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 2571, в то время, когда это предусмотрено соответствующей позицией Постановления Правительства РФ № 2571 (например: при осуществлении закупки предметом которой является поставка продуктов питания и сумма составляет 500 тыс. рублей и более, заказчиком не соблюдается Постановление Правительства РФ № 2571, а именно не устанавливаются дополнительные требования к участникам о наличии опыта исполнения контракта)

Необходимо отметить что при осуществлении закупок услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления сумма контрактов которых составляет более 500 тыс. руб. заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки.

Аналогичные нарушения допускаются заказчиками при осуществлении закупок, предметом которых являются услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 2571 позиция 34 приложения к Постановлению Правительства № 2571 может не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

 

 

2. Работа Ставропольского УФАС России в рамках административного направления.

В 2023 г. за нарушения Законодательства о контрактной системе рассмотрено: 301 административное дело.

Вынесено Постановлений о наложении Штрафов – 109, на сумму 2 699 100  руб.

Вынесено Постановлений о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения  -  168.

Вынесено постановлений о прекращении административного производства  – 24 в связи с отсутствием состава, события административного правонарушения, а так же в связи со сроками давности привлечения к административной ответственности.

Чаще всего дела рассматриваются по следующим статьям КоАП РФ

- часть 2 статьи 7.31 КоАП РФ, несвоевременное направление заказчиками в Казначейство информации о заключении и об исполнении контрактов.

- часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, размещение информации должностным лицом заказчика, в ЕИС в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе

- часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ неправомерный отказ в допуске на участие в аукционе, либо неправомерный допуск.

- часть 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Стоит отметить что так же имеются нарушения, связанные с неисполнением предписаний Ставропольского УФАС России за которые предусмотрена административная ответственность по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ, которая не предусматривает ответственность в виде предупреждения и оплаты в льготный период 50 % 

 

 

3. Работа Ставропольского УФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Наряду с остальными, Ставропольское УФАС России наделено полномочиями по рассмотрения обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

          В соответствии с Законом о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2023 году было рассмотрено 553 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, из которых:

-   362 связано с расторжением контракта в одностороннем порядке;

-   189 связано с уклонением от подписания контракта;

- 2 обращения рассмотрено после расторжения контракта по решению Арбитражного суда.

По результатам рассмотрения:

 - 229 субъекта включили в реестр недобросовестных поставщиков. В  324-ти случаях принято решение об отказе о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Из общего количества поступивших обращений от заказчиком федерального уровня поступило – 76, по результатам рассмотрения которых - 37 субъектов включено в реестр недобросовестных поставщиков в 39 случаях отказано во включении.

От заказчиком муниципального уровня поступило – 228 по результатам рассмотрения которых - 78 субъектов включено в реестр недобросовестных поставщиков в 150 случаях отказано во включении.

От заказчиком субъектового уровня поступило – 249, по результатам рассмотрения которых - 114 субъектов включено в реестр недобросовестных поставщиков в 135 случаях отказано во включении.

1. К основным причинам не включения в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении контракта относится:

- расторжение контракта заказчиком, в случаях, когда конечный срок выполнения работ по условиям контракта еще не наступил;

- непредставление заказчиком документов, подтверждающих нарушение существенных условий контракта подрядчиком (исполнителем);

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, при этом, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

2. К основным причинам не включения в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении от заключения контракта относится:

- участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта - например:

- закуплен товар и это подтверждено платежными поручениями, актом о приеме - передачи товара,

- подписан контракт, но не предоставлено обеспечение контракта в виде банковской гарантии по вине банка

- предоставлено обеспечение исполнения контракта, но не подписан контракт.

 

Контроль рекламной деятельности

 

Важное место в деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю отводится предупреждению, выявлению и пресечению нарушений Федерального законодательства о рекламе.

Специалисты Ставропольского УФАС России, реализуя полномочия по надзору за соблюдением законодательства о рекламе, в пределах своей компетенции выполняли обширный комплекс задач в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

В этих целях рассматривались заявления юридических и физических лиц, применялись меры административного воздействия: возбуждались и рассматривались дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и о защите конкуренции, выдавались предписания, а также возбуждались и рассматривались дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В 2023 году Ставропольским УФАС России было возбуждено 80 дел по признакам нарушений законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения выдано 50 предписаний, в 30 случаях признаны факты нарушений без выдачи предписаний, в связи с добровольным устранением нарушений.  Кроме того, в 2023 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено и рассмотрено 71 дело об административных правонарушениях за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которых были вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 1 371 тысяча рублей. Кроме того, было вынесено 55 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения.

Наибольшее количество рассмотренных Ставропольским УФАС России в   фактов, указывающих на событие правонарушения, связано с распространением ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи (статья 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе») – 31% от общего количества.

В указанной рекламе сообщалось о продаже товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров. Вместе с тем, Федеральный закон «О рекламе» определяет, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Ставропольское УФАС России исходит из того, что требования статьи 8 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» обусловлены спецификой дистанционного способа продажи товаров. Потребителю предлагается заключить договор купли-продажи на основании предложенного продавцом описания товара, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленных на фотоснимках, посредством средств связи (почта, телевидение, радио и т.п.) или иными исключающими возможность ознакомления потребителя с товаром или образцом товара способами. При такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар.

Второе место занимают нарушения порядка распространения рекламы финансовых услуг – 26% от общего количества.

Наиболее распространенными нарушениями в данной сфере являются нарушения, выразившиеся в отсутствии в рекламе всех условий, влияющих на сумму доходов или расходов лица, обратившегося за получением такой услуги, при указании в рекламе хотя бы одного из таких условий.

Такие нарушения выражаются либо в виде не указания в рекламе всех условий предоставления финансовой услуги, в частности, довольно часто банки указывают процентную ставку по кредиту, умалчивая о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика (плата за открытие кредитной линии, платежи за обслуживание счета и др.)

Кроме того, подобные нарушения выражаются посредством размещения в рекламе всех необходимых условий, однако способом, который не позволяет потребителям  рекламы воспринимать данную информацию.

Широкое распространение получила практика, когда сведения о преимуществах объекта рекламирования, в том числе о наиболее привлекательных условиях оказания услуг, выделяются на фоне остальной информации более крупным шрифтом или иным способом, а информация об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею. Такая информация доводится до потребителя путем указания иных условий мелким шрифтом, либо нечетким шрифтом, а также неконтрастным цветом, не выделяющимся на цветовом фоне.

Третье место приходится на нарушения общих требований, предъявляемых к рекламе (статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе») – 25% от общего количества.

Из них значительное количество нарушений связано с распространением недостоверной рекламы, а также рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая, что не соответствующие истине утверждения о товаре, обязательствах рекламодателя, формируют у потребителя определенные, но ничем не оправданные ожидания, вводят потребителя в заблуждение, Ставропольское УФАС России решительно пресекает подобные нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было выявлено значительное количество нарушений при распространении рекламы услуг по сопровождению банкротства граждан.

Подобная реклама направлена на побуждение потребителя обратиться за получением не просто консультационной правовой услуги, а возмездной услуги по сопровождению процедуры банкротства. Исходя из содержания рекламы, довольно часто банкротство позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания долгов и сохранения имущества должника. Используемые в рекламе обороты придают банкротству позитивную окраску («Спасение долгов и сохранность имущества клиента», «100% гарантия», «100% безопасность», «99% дел выиграны» и т.п.). При этом в спорной рекламе отсутствует информация о последствиях процедуры банкротства для должника, информация о том, что освобождение от долгов возможно только после завершения расчетов с кредиторами, информация о расходах, которые должник несет на протяжении всего процесса банкротства.

Кроме того, признание гражданина банкротом может повлечь за собой ряд неблагоприятных последствий, таких как временное ограничение права на выезд гражданина из Российской Федерации; лишение права лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства; временное ограничение на занятие должностей в органах управления юридического лица и др.

К существенной информации, необходимой для объективной оценки условий оказания услуги по сопровождению банкротства, относятся сведения о расходах, которые должник несет на протяжении всего процесса банкротства. Сюда включаются вознаграждение арбитражного управляющего, госпошлина, публикация сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и иные расходы, связанные с банкротством.

Указание в рекламе сведений «100% гарантия», «100% безопасность», «99% дел выиграны» также может привести к созданию у потребителей ложного впечатления о рекламируемой услуге, поскольку Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает случаи, когда освобождение гражданина от обязательств (т.е. «списание долгов») не допускается.

Следовательно, посредством рассматриваемой рекламы до сведения неопределенного круга лиц доводится недостаточная информация о предлагаемых услугах по сопровождению банкротства граждан, при наличии в ней привлекательных сведений. Это приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы и искажает смысл рекламы из-за отсутствия в ней существенной информации о специфике предлагаемых услуг.

Обещание освободить физическое лицо от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать в долг и не отдавать, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счет принадлежащего должнику имущества.

Механизм банкротства нельзя назвать простым и быстрым. Он имеет много нюансов, о которых стоит знать прежде, чем обращаться за получением услуги по сопровождению банкротства. Важно заранее оценить риски и рассчитать целесообразность запуска процедуры. Лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, должна предоставляться возможность для объективной оценки условий оказываемой услуги.

Информация об условиях предоставления услуги по сопровождению банкротства является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности. Указанная информация имеет решающее значение при выборе рекламируемой услуги, а значит должна быть должным образом доведена до потребителей рекламы.

При этом следует учитывать, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Конечным результатом деятельности управления в указанной сфере является безусловная защита законных прав и интересов неограниченного круга потребителей услуг по сопровождению банкротства граждан.

 

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

 

Одним из важных направлений деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю является предупреждение, выявление и пресечение недобросовестной конкуренции.

В 2023 году специалисты Ставропольского УФАС России, реализуя полномочия по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в части пресечения недобросовестной конкуренции, в пределах своей компетенции выполняли обширный комплекс задач в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы.

В этих целях рассматривались заявления юридических и физических лиц, выдавались предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, применялись меры административного воздействия: возбуждались и рассматривались дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдавались предписания о прекращении выявленных нарушений, а также возбуждались и рассматривались дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При квалификации действий хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции, управление руководствуется общими принципами и определениями, закрепленными в Российском и зарубежном законодательстве. Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Понятие недобросовестной конкуренции также закреплено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее – Конвенция). Статья 10-bis Конвенции предусматривает, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В 2023 году Ставропольским УФАС России выявлено 8 нарушений главы 21 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция), в том числе выявлено нарушений в рамках рассмотрения дел - 5, в рамках выданных предупреждений – 3.

Структура выявленных в 2023 году нарушений:

62,5% выявленных в 2023 году нарушений было связано с недобросовестной конкуренцией путем создания смешения.

37,5% выявленных в 2023 году нарушений было связано с недобросовестной конкуренцией путем введения в заблуждение.

По результатам рассмотрения дел в 2023 году было выдано 1 предписание, которое находится в стадии исполнения, 1 нарушение было устранено в добровольном порядке до выдачи предписания. Рассмотрение 3 дел перешло на 2024 год. 

3 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки недобросовестной конкуренции, были исполнены в установленный срок.

В 2023 году по фактам выявленных нарушений в указанной сфере было рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях, сумма наложенного штрафа по которым составила 274 тыс. рублей.

Наибольшее количество рассмотренных Ставропольским УФАС России в 2023 году дел было связано с нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (статья 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Под смешением понимается ситуация, когда потребитель одного товара (товара одного производителя) отождествляет его с другим товаром (товаром другого производителя) либо допускает, несмотря на имеющиеся отличия, производство двух указанных товаров одним лицом. Таким образом, при смешении возникает риск введения потребителя в заблуждение либо относительно производителя товара, либо потребительских свойств товара.

К  указанным нарушениям относятся, например, использование обозначения, сходного до степени смешения с чужим охраняемым средством индивидуализации, а именно охраняемым товарным знаком, фирменным наименованием, коммерческим обозначением или наименованием места происхождения товара, если это обозначение используется в отношении товаров, которые вводятся в гражданский оборот на территории РФ.

Также продукцию могут индивидуализировать обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, общий внешний вид, элементы оформления упаковки и другие средства. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам должна настолько напоминать продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента.

Не допускается копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Копированием внешнего вида изделия, является воспроизведение внешнего вида изделия другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) и введение его в гражданский оборот. Имитация внешнего вида товара представляет собой своеобразное подражание товару конкурента с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности таких товаров линейке имитируемых товаров. Не может признаваться неправомерным копирование (имитация) внешнего вида изделия или его частей, если оно обусловлено исключительно их функциональным применением.

В обоих случаях последствием такого поведения на рынке является возможное перераспределение потребительского спроса от производителя оригинального товара в пользу товара конкурента-нарушителя в результате ошибочного приобретения потребителем товаров нарушителя, поскольку сходство упаковки создает ошибочное впечатление о принадлежности товаров одному производителю.

В связи с нарушением запрета на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение (статья 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции») было выдано 3 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Закон о защите конкуренции содержит перечень объектов, в отношении которых возможно введение в заблуждение:

1) качество и потребительские свойства товара, предлагаемого к продаже, назначение такого товара, способы и условия его изготовления или применения, результаты, ожидаемые от использования такого товара, его пригодность для определенных целей;

2) количество товара, предлагаемого к продаже, наличие такого товара на рынке, возможность его приобретения на определенных условиях, фактический размера спроса на такой товар;

3) место производства товара, предлагаемого к продаже, изготовитель такого товара, гарантийные обязательства продавца или изготовителя;

4) условия, на которых товар предлагается к продаже, в частности цена такого товара.

Введение в заблуждение относительно этих свойств может выражаться как в создании ложного впечатления об их присутствии, так и ложного представления об их степени.

Перечень обстоятельств, относительно которых потребитель может быть введен в заблуждение, является открытым.

Недобросовестной конкуренцией, как правило, считается введение в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор, т.е. создать у потребителей или потенциальных контрагентов определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности, и сыграли, возможно, определяющую роль в их предпочтениях в пользу хозяйствующего субъекта, избравшего такой недобропорядочный способ ведения конкурентной борьбы. 

 

Наверх